Связь с автором |
Каменный Конь. Каменный Конь - такое наименование носят несколько десятков памятников созданных самой природой, которые украшают ландшафты по всей территории земного шара. Люди отметили эти необычные экспонаты в своих сказках, мифах, легендах. Самой яркой и оригинальной фигурой, похожей на настоящего коня, является лебедянский Каменный Конь, который был широко известен в истории, и не только Руси, потому что стоял на древнейшем Донском торговом водно-сухопутном пути. Он стал прообразом многочисленных мифов и сказок, которые путешественники разнесли по всему свету. Удивительна и трагична судьба данного Каменного Коня. С потерей своего стратегического значения, древняя Столповая дорога была забыта несколько столетий назад. Вместе с ней был забыт и Каменный Конь у села Тютчева, потому что оказался в глухом месте. Многочисленные экспедиции, работавшие в устье Красивой Мечи, не обратили на него никакого внимания. Данный Каменный Конь не попал в каталоги и справочники, а его историю перетащил на себя валун, стоящий на трёх камнях-опорах близ села Козье Ефремовского района Тульской области в 50-ти км от настоящего, тоже на Красивой Мече, но на левом её берегу. Я открыл лебедянского Каменного Коня летом 2009 года случайно во время прогулки. Обратил внимание на необычное горельефное изображение на огромном валуне камня-песчаника. Данное изображение животного больше похоже на динозавра - для коня у него немного коротковата морда. Динозавры были открыты в 19 веке, а люди справедливо нарекли его именем своего лучшего друга и помощника. Вскоре были обнаружены многочисленные исторические документы, которые возвратили Каменному Коню его его настоящее имя и место в истории. Явление Каменного Коня народу было недолгим, всего на пару месяцев. Явились конокрады, которые вырыли Каменного Коня и продали в имение "новых помещиков" Уваркиных близ Задонска. На воровстве попалась группа влиятельных людей области, которым липецкие чиновники оказали полную поддержку. Их интересы совпали. Парк камней, где в плену находится Каменный Конь, входит в состав туристической зоны "Задонщина" - детище липецких чиновников. Сорванного со своего исторического места, Каменного Коня, превратили в сувенир в бутафорском Парке камней. Все эти деятели обокрали Российскую историю! ИСТОРИЧЕСКИЕ сведения о Каменном Коне обнаружены в текущий момент в следующих источниках: В книге И.Д.Беляева "О сторожевой, пограничной и полевой службе на польской украине Московского государства до Алексея Михайловича" от 1846 года, на стр. 10: "11-я на Мечи усть - Мышковскаго броду; 12-я на той же Мечи меж Зеленкова и Семенцова брода;". Комментарий: Это первое звено в цепочке документов о сторожах. В нём о Коне упоминания ещё нет. Документ составлен по общему принципу, в котором, как ориентиры, упоминаются названия рек: Сосны, Мечи, Вязовки, Сквирни - устья которых служили точками отсчёта маршрутов патрулей. Это, можно сказать, черновой набросок плана сторожей, подготовленный к совещанию по этому вопросу. Но в нём содержится самое ценное - это упоминание об устье Красивой Мечи, от которого ставили 11 и 12 сторожи. Фразу не возможно трактовать иначе, как: 11-я сторожа (застава) патрулировала берег Красивой Мечи на участке от устья до Мышковского брода. Затем состоялось совещание, созванное князем Воротынским 16 февраля 1571 года, по результатам которого был выпущен окончательный документ, с дополнениями и изменениями, внесёнными казаками - непосредственными его исполнителями, которые уточнили местные, хорошо им известные, топонимы: "11-я сторожа на Мечи у Турмышскаго броду, а сторожем на ней стояти из Донкова да из Епифани да из Дедилова щти человеком, по два человека из города; а беречи им на право от Турмыша до Коня семь вёрст, а на лево до Дрысинского броду шесть вёрст; 12-я сторожа на той же Мечи меж Зеленкова и Семенцова броду на 15 верстах; а сторожам на ней стояти из Донкова да из Епифани да из Дедилова 6 человеком, из города по два человека;". В документе появились: Конь - весьма известная статуя на Столповой дороге, отличный ориентир; Турмыш, где встала застава - в современном Троекурове; Дрысинский брод - в современных Мочилках. Надо полагать, что Мышковский брод - это тот же Турмышковский или Турмышский - он встречается в документах в разных вариантах написания. В первом документе обозначены основные точки маршрутов. В нём ещё говорится о том, что соседние сторожи представляли собой непрерывную линию. Одиночных сторож не существовало - они стояли, как минимум по две. В данном случае неразрывная линия 11 и 12 сторож тянулась на 28 вёрст от устья Красивой Мечи или от Каменного Коня и до Семенцовского брода. Данная фраза приводится в целом списке исторических документов. Каменный Конь стоял на правом берегу Красивой Мечи в 1,2 км от её устья. Казаки патрулировали участки правого берега реки на Крымской стороне. От Каменного Коня следует отмерять по электронной карте расстояния, указанные в документе. Первый отрезок длиной около 7 вёрст указывает на речной брод выше автодорожного моста в Савинках. От брода отходит полевая дорога в сторону Агронома. На месте данного брода в наше время стоит плотина заброшенной Троекуровской ГЭС. Получается, что Турмышская сторожа выросла со временем в большое село Троекурово. Отрезок длиной в 6 вёрст приводит к броду в Мочилках, который в древности назывался Дрысинский. На последнем участке нужно отмерить расстояние в 15 вёрст от Мочилок до брода в селе Большой Верх. Положение Зеленковской сторожи в Сергиевском вычисляется из запутанного документа "Роспись донковским сторожам" от 1630 года, где указано, что расстояние между сторожами 10 вёрст, если его отмерять от Турмыша до Зеленкова. Следует отметить, что сторожи, стоявшие на правом берегу Красивой Мечи, выросли со временем в большие сёла, а на месте других бродов поселения возникли на левом берегу, как более безопасном. Броды сохранились до наших дней. На некоторых из них построены мосты. Полевые дороги сохранились до наших дней от всех бродов. Измерения нужно проводить, слегка спрямляя береговую траекторию, как поступали патрульные на практике - тогда получается идеальное совпадение отрезков со старинными документами. Замыкает серию исторических документов о лебедянском Каменном Коне статья Л.Вейнберга "Дон, река в Европейской России", опубликованной в "Большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона", в томе 11, на стр. 38: "В глубокой древности на Дону были известны только 4 пристани: у Каменного Коня, или Конь-камня (на устье Красной Мечи ниже г.Лебедяни); в Тешеве (ныне уездный город Задонск)...". Ещё с сайта http://bie.slovarnik.ru/html/d/don.html. В статье "Дон в словаре Брокгауза и Эфрона": "В 1499 году купцы, сопровождавшие московского посла Голохвастова, отправленного великим князем к султану Баязету, грузили свои барки у "Каменного Коня", на устье Кр. Мечи ниже Лебедяни". Фраза: "Клалися в судно на Мече у Каменнага Коня" сильно затаскана туляками в привязке к Конь-камню, А точнее валуну, стоящему на трёх камнях-опорах у села Козье, в 50 км вверх по Красивой Мече от подлинного, недавно вновь открытого Каменного Коня, у села Тютчево, близ устья Красивой Мечи. Пусть в каждой деревне будет свой Каменный Конь - кто же против. Но история лебедянского оригинала никак не вяжется к ефремовскому собрату. Даже по технической причине - река Красивая Меча не судоходна. Нет исторических сведений об этом. В пяти километрах от устья под Кураповским Скалами существует высокий речной порог, непроходимый для стругов. Его описание и фото смотрите в статье "Кураповские Скалы" http://kamenny-con.narod2.ru/krasnaya_mecha/kurap_skali/ Статью о судостроении возле Лебедяни смотрите "Лебедянь - колыбель русского флота" http://kamenny-con.narod2.ru/flot/ Русские купцы использовали в древности суда типа река-море. Струг имел до трёх метров в ширину и до двадцати в длину. Ходил он под прямым парусом или имелось до двенадцати гребцов. Донской водный путь неплохо описан в документах. Например, у Дмитрия Иловайского в книге "История Рязанского княжества", в описании "Путешествия митрополита Пимена в Царьград" в 1389 году, в "Записках о Московитских делах" Сигизмунда Герберштейна, путешествовавшего по Дону в 1517 году. Путешественники приплывали по притокам Оки к Донской Переволоке, а потом через неё попадали в верховья Дона в районе старого Данкова, где Дон становился судоходным. Описано как они сплавлялись по Дону мимо устья Красивой Мечи. Имеются сведения о том, что в 1502 году состоялся ответный визит турецкого посла в Ивану Третьему, который прислал "Наказ" рязанской княгине Агриппине провожать посла на Донской водный путь через Рясную Переволоку. Подробно, исчерпывающим образом, Донской водный торговый путь описан в статье "Древняя Столповая дорога" http://kamenny-con.narod2.ru/st_doroga1/ Кроме того, имеется ряд косвенных сведений о лебедянском Каменном Коне. Например, в статье Ю.К.Бегунова и Ф.Г.-Х.Нурутдинова "Куликовская битва в свете булгарских источников...", где на стр. 22 и 2 говорится: "Из Балынской (Суздальской) Булгарии на юг вели две дороги: Балская ("Столповая", так как "Балбал" значит "столп, памятник, скульптура"), которая вначале шла к Ширу (Дону), затем вдоль его берега и заканчивалась в Сарычи (не Волгограде)...". "Линию или черту "Хэлэк", отделявшую собственно московские и рязанские земли от кочевий сарайских ханов и князей... пересекать можно было только сарайским войскам. Она... проходила возле Куликова Поля, по левому берегу Дона, и от донских переправ, шла к бассейну реки Пьяны". Следует отметить, что "Соснак Кыры" или Куликово Поле, по мнению булгар, простиралось от реки Быстрой Сосны к северу и заходило на левый берег Кызыл Мичи "Красной Мечи). По мнению историка А.Ф.Мартынова, опубликованного в "Краткой истории Липецкого края", Воронеж, 1979, на стр. 8: "С севера на на юг неподалёку от Дубка проходила старинная грунтовая дорога из Твери и Москвы на Азов, а на северо-восток от города шла водно-сухопутная дорога на Рязань и Москву. Из Москвы товары везли водным путём по р. Москве до Коломны, потом по р. Оке до Рязани, а затем по р. Проне и её притоку Ранове, оттуда волоком до Дубка. От Дубка донским путём до Азова, и дальше морем". Первое упоминание о Ельце и Дубке имеется в "Никоновской летописи" от 1146 года. По мнению Д.Иловайского Дубок и другие города Рязанского края были сожжены отрядами Мамая после Вожской битвы в 1378 году в отместку за поражение в ней, при отступлении. На основе анализа документов, стану утверждать, что Дубок стоял на левом берегу Дона, в устье Кочуровки. После уничтожения не был восстановлен, поэтому его нет в документах, с этой даты: ни в документах о Куликовской битве, ни в документах путешественников. Подробно, данный вопрос рассмотрен в статье "Древняя Столповая дорога". Смотрите ссылку выше по тексту. Если Каменный Конь и другие сказочные фигуры Красного Буерака подпадают под татарское понятие памятники, скульптуры, то каменный истукан, стоявший на вершине кургана Волотова Могила, под понятие "балбал", а по-русски ещё ярче - "болван". Эти древние болваны отмечали место речного брода на Красивой Мече, да ещё стояли на древнейшей торговой дороге Руси. От них дорога получила своё название Балская, или Столповая, или Болвановская - в древних документах она встречается в разных вариантах наименований. Можно утверждать, что Каменный Конь - это самый первый дорожный указатель древней Руси, от которого "направо пойдёшь... , а потом налево пойдёшь... " - около него дорога ветвилась. Каменный Конь стоял на Красном Холме на распутье Столповой дороги: одна её ветка шла на Чернигов и Киев, а другая, вдоль берега Дона на Азов. В этом крае народы несколько раз сменяли друг друга. Кто первым дал название дороге, а кто потом переводил её имя на свой язык - ответить невозможно. в Лебедянском крае Столповая дорога могла проходить только по правому берегу Дона в пределах черты Хэлэк. Только по правому берегу Дона могли следовать русские вооружённые отряды сопровождения флотилии или плыть по реке. Около устья Красивой Мечи Дон круто поворачивает к югу. Первый речной брод находится в километре от её устья. Здесь имеются относительно пологие спуски к нему. Только через этот брод могла проходить Столповая дорога. Только в этом месте, на пристани, могло грузиться посольство А.Голохвастова. Красивая Меча, на участке после речного брода, имеет глубокое русло и спокойное течение - некое подобие бухты. Лебедянский Каменный Конь является знаковой фигурой в российской истории - это древнейший, самый первый дорожный знак России! Это самый первый пограничный столб России! По нему ориентировались, когда ставили границу государства. Кроме того Каменный Конь, Ящер, Световид и другие персонажи Красного Буерака стали источниками древних религиозных мифов, прообразами русских сказок. *** МИФЫ Красного Буерака. Уникальное собрание мифических, сказочных персонажей так и просится из Красного Буерака из тысячелетнего забвения на волю из тумана веков. Читайте, смотрите фотографии и судите, кто есть кто? Даю им такую возможность и выпускаю на белый свет с помощью книги "Мифы древних славян. Велесова книга", Саратов, "Надежда", 1993. А стартуют они со страницы 82: "Мифологическое существо Полкан или Полуконь. Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней богов солнца или богов-громовержцев. Среди полуконей русские Конёк-горбунок, Сивка-бурка и т.д. По внешнему виду он вполовину или намного меньше героических коней бога, он невзрачный, иногда уродливый даже (горб, длинные уши и т.д.). В метафорическом смысле он именно Полуконь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает добро и зло, активен в утверждении добра". Что же получается? Найден оригинал сказочного Конька-Горбунка! Версия мифа в изложении А.С.Кайсарова, опубликованная 200 лет назад, идеально совпадает с описанием и фотографией Каменного Коня, кроме того, имеющего длинный язык, потому и говорящего. Он же на летнем фото - Сивка, опалённый солнцем, а на осеннем - Бурка, бурый от влаги и мха. Он стоял на древней Столповой дороге и весть о нём, в течение столетий, разносили по свету путешественники. Люди насочиняли о лебедянском Каменном Коне сказок и мифов. Самую известную из них "Сказку о Коньке-Горбунке" сочинил П.П.Ершов. Видел ли он этого Конька-Горбунка? Думаю, что прочёл миф в изложении Андрея Кайсарова и слышал народные легенды о нём, а потом придумал на их основе сказку. Два камня-памятника: Каменного Коня и жертвенника с изображением Ящера - образуют нерукотворную мифическую композицию. Если проанализировать расположение персонажей, то получится, что оба они направились вверх по склону горы и стремятся на небо. Конь взвился на дыбы, Ящер летит в ту же сторону, а жертвенник находится на уровне головы Каменного Коня: минута - и дары будут доставлены на небо прямо Световиду. Ну как тут было на появиться всем этим мифам и сказкам? Люди давно всё заметили и описали правильно. Когда смотришь на этого Каменного Коня, то ловишь себя на мысли, что ты эту статую уже где-то видел? Может ли быть иначе, если он похож на коня под Медным Всадником! Не стану утверждать, что Фальконе его скопировал, но целеустремлённая поза, взвившейся на дыбы России, смотрится на обеих статуях! Причём лебедянский Конёк-Горбунок скачет явно в сторону западной цивилизации. Четыре камня образуют уникальный языческий комплекс. В него входят: Конёк-Горбунок и двуликий Световид, каждый со своим камнем-жертвенником. Перед лицом Световида, на расстоянии нескольких метров, лежит камень-жертвенник треугольной формы, который славяне называли Крада. "Крада - жертвенный алтарь, горящий жертвенник, костёр. Обычно на таких камнях сжигали мёртвых и приношения. Нестор называл их "крады и требища идольские". Ящер у подножия Крады означает подземное царство (в нашем случае Ящер есть внизу оврага); чаша с плодами - обильную земную жизнь; колесо - солярный знак - символизирует вечное обновление жизни на земле". Солярный знак имеется на соседнем камне, названном Батискафом. Он изображает свастику, которая у древних славян символизировала солнцеворот - ежегодный небесный ход солнца по временам года. Её изображение имеется на древних славянских сосудах. Только вот свастика Красного Буерака имеет ход в левую сторону, против солнца, и расположена она на северной поверхности камня. Солнцеворот наоборот - обратный путь, который солнце проходило в подземном царстве ночью. "На треугольный камень каждый мог принести жертву: творцу - солнцу и небу, Матери-жизни, земле, предкам. Славяне некоторых племён сжигали умерших. Для этого ритуальная крада не подходила". Крада перед лицом Световида лежит на дне оврага в центре русла. Все остатки жертвоприношений, смывались водным потоком ручья, протекающего во время весеннего снеготаяния или дождей. Очень хороший финал - бог водной стихии забирал свои жертвы! На вершине правого берега оврага имеется пласт золы от костра, превратившийся в пемзу через столетия. Зола раскопана "чёрными копателями". Неясно её происхождение: от жертвенного костра или от костра путников Столповой дороги? На ней лежит камень среднего размера. "Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом. Далее её подхватывали жаворонки, первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая". Изображение Ящера или Змея-Горыныча устроено на южной стороне камня-жертвенника, первоначально названного Серым Богатырём. Попробуй, сразу разберись с этими чудесами! Голова Серого Богатыря особенно хорошо видна на фотографии. Надо снимать или смотреть в направлении с севера на юг на уровне верхней кромки камня. Отчётливо видна голова великана: круглая лобная и теменная части, надбровные дуги, левый глаз, приплюснутый нос, подбородок, усы на положенном месте, которые прикрывают губы. Великан лежит на спине головой на запад и смотрит в небо. Плита лежит на входе в овраг на его склоне позади Каменного Коня и на расстоянии трёх метров от него, а от береговой линии воды в Красивой Мече на расстоянии двухсот метров. Южная, лицевая стенка камня имеет размер по длине более трёх метров, а по высоте более метра. Ящер расположился почти на всей её поверхности. Отчётливо видно его туловище с рельефным ребристым крылом, поднятым вверх, а отрубленная голова, как бы начала прирастать к туловищу - он же бессмертный Змей-Горыныч! Может быть отсюда и родился миф о порубленных и прирастающих головах Змея? Смотрит на мир широко открытым глазом с чёрным зрачком. Глаз Змея-Горыныча устроен в отверстии глазницы внутри камня. Место порубки головы с рваными краями изображает природная полость в камне. Получается, что изображение Ящера составлено из сочетания скульптурных элементов и элементов, насечённых или нарисованных на поверхности камня. Что это? Целиком природное изображение, как Каменного Коня, или древний скульптор насёк недостающие элементы на поверхности камня, например, контуры головы? В таком случае - это первый обнаруженный наскальный рисунок Лебедянского края. В любом случае он подходит под описание Ящера, составленное в начале 19 века русским профессором Андреем Кайсаровым: "Ящер стережёт подземное царство. Змеи - хранители кладов несметных, трав целебных, живой и мёртвой воды. Змеи символизировали тучи небесные грозовые, мощный разгул стихий. Они многоглавые. Одну голову отсечёшь - другая вырастает и пускает языки огненные, молнии. Змей-Горыныч - сын горы небесной - тучи. Змеи эти похищают луну, звёзды и даже солнце. Змей может быстро превращаться в юношу или девушку, что связано с омолаживанием природы после дождя и после каждой зимы". "В календаре славян есть два праздника змей. Первый 25 марта, когда почва становится тёплой, и они выползают из под земли, оттуда - откуда вытекает родниковая вода. С ними связан, уже упомянутый ранее, торжественный приход весны. Второй 14 сентября, когда они уходили на зимовку. Считалось, что змеи помогали вымаливать дождь, так как они любят не только тепло, но и влагу. Изображения змей украшали древние сосуды для воды". Этот Ящер претендует на роль помощника бога Световида, ответственного за небо и водную стихию. А сам камень подходит для поклонения ещё и Велесу, как скотному богу - Каменный Конь стоит здесь же рядом. Кроме уже названных персонажей, в состав сказочного пантеона входят и другие: Мамонт, Черепаха, Собака, Дракон и несколько безымянных камней полузасыпанных землёй. Кто скрывается от наших глаз на этих камнях? Был ещё и Барсук-камень, которого, как и Каменного Коня, вывезли похитители. Имя лебедянского Каменного Коня, ставшее нарицательным, передалось другим камням, даже на коней непохожим. Например, в Козьем, в Приолымье Тербунского района. Существуют и другие названия камней: Баран-камень, Свинья-камень, Вороний-камень, Синь-камень. Современные мистические былины, связанные с Каменным Конём, смотрите в статье "Каменный Конь: сказки, мифы, былины" http://kamenny-con.narod2.ru/kamennyii_kon_skazki_mifi_bilini/ Подробное описание Красного Буерака и его персонажей смотрите в статьях моего сайта http://kamenny-con.narod.ru Фото персонажей в "Фотогалерее" http://kamenny-con.narod2.ru/fotogalereya/ Николай СКУРАТОВ. |
|